Мозгом управляет химия

Почему вокруг одних людей появляются возможности и нужные люди, а вокруг других мир вообще напоминает поле граблей и упырей-вурдалаков?

Вы когда-нибудь задумывались: почему одни люди что-то делают, а другим постоянно чего-то не дали, не обеспечили, не предложили? Почему вокруг одних людей появляются возможности и нужные люди, а вокруг других мир вообще напоминает поле граблей и упырей-вурдалаков?

Да, такое случается очень часто. Оказывается, все дело в гормонах. Наш мозг управляется гормонами. То есть, он принимает или не принимает решения под воздействием нескольких гормонов. Эти гормоны оказывают очень разное по продолжительности действие на наше поведение и принимаемые решения. Сложно получилось, давайте попробуем разобраться.

Для начала, разберемся: какие гормоны оказывают на нас воздействие и сколько по времени они живут у нас в голове. Эдакая — химия мозга: допамин (дофамин), окситоцин, серотонин, эндорфин, кортизол (кортисол).

Хотя, с другой стороны возникает вопрос: почему химия управляет мозгом? Казалось бы — человек-то разумный, свобода воли, все такое?

На самом деле  внутри мозга находится ТРИ мозга:

  • Human или человеческий мозг (неокортекс)
  • Mammal или эмоциональный/лимбический мозг
  • Reptile или рептильный, самый древний мозг (инстинкты выживания)

В животном мире все иначе, им больше повезло с мозгом:

  • Змеи не думают, они только реагируют, действуют, репродуцуруются, почти не чувствуют боли.
  • Собаки чувствуют желание, умеют хотеть, чувствуют статус, чувствуют объединение, они компаньоны, ощущают боль, разочарование.
  • Обезьяны или люди должны иметь логику, умеют считать и читать, говорить, держать равновесие, слушают и делают музыку. 

95% всех решений происходит в рептильном и лимбическом мозгу. В своих речах, письмах и презентациях мы обращаемся к человеческому мозгу, который очень хорошо обучен и умеет говорить НЕТ. Он просто сохраняет нас от изменений. То есть — наш мозг мешает  нам изменяться…  он думает, что защищает нас от изменений. И чем больше у нас мозга, чем больше в нем опыта, тем, увы, хуже нам. Умные люди умеют защищаться. От всего.

Какие события или ситуации вызывают (то есть становятся триггерами) выброс тех или иных гормонов?

Допаминовые  — триггеры

Это те ситуации, когда мы ждем что-то приятное или что-то неизвестное, но с ожидаемым позитивным разрешением. Длительность воздействия — 2 минуты.

Окситоциновые — триггеры

Это ощущение защищенности, единения, любви, рождения ребенка. 6 минут на всё про всё, а потом надо снова что-то думать или подкреплять свои ощущения. Это относится ко многим курильщикам. Такие люди сидят не на никотине, а на окситоцине. То есть привыкают не к никотину, а к социальному окружению курильщиков — поговорить, сделать перерыв.

Серотониновые — триггеры
Превосходство, повышение статуса, победа, узнаваемость и признание. Целых 24 часа этого чудесного прихода. Сутки для победителя.

Эндорфиновые —  триггеры

Это состояние длится всего около 4 часов, купает нас в этом удовольствии понимание, что ты просто жив, существуешь и вообще есть!
К примеру:

  1. Если сначала было больно, а потом на волне эндорфина отпустило.
  2. Мышечное удовольствие: к примеру — массаж.
  3. Яркие звуки, музыка, ритм
  4. Разные воспоминания.

Триггеры — кортизола

  1. Разделение мамы и ребенка
  2. Развод или измена супруга
  3. Потеря статуса после увольнения
  4. Социальная изоляция (тишина)
  5. Состояние обмана
  6. Ощущение перенесенного вреда, потери, страхи.

Эти состояния самые устойчивые, могут длиться до 3х лет.

Все пережитые нашими предками боли и разочарования: туда не ходи — укусят, сюда не влезай — упадешь, всегда ел зеленые плоды — вот и жуй, не отравишься. Мозг очень восприимчив именно к кортизолу, потому что это помогало человеку выживать как биологическому виду. Именно поэтому и мы выжили: Кортизол и мозг, плотно на него подсевший. Так было надо.

Вдумайтесь. Кортизол живет в человеке 3 года. И заставляет мозг тормозить,  уберегает нас от необдуманных поступков. А мозг очень быстро учится, и хорошему и плохому. Как по жизни бывает: одни научены быть никем и сидеть со своим мнением дома. А другие научены вставать, идти и делать, не смотря, ни на что.

Можно научить свой мозг думать по-другому. Создавая последовательность решений, действий и поощрений. Воспитывая в мозгу привычку делать что-то. Он и этому отлично учится.

Многие люди учатся жить снова, превозмогая боль, потому, что «Надо!». Учиться нужно всегда. Вспомните спортсменов, которые получили травмы, «закрывающие» им дорогу в спорт. Но они, превозмогая боль, учились жить снова — и возвращались за новыми победами в спорт.